+7 (495) 255-41-23

ФГИС ЦС – паралич или развитие?

ФГИС ЦС – перспективы развития

По материалам ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Одна из основных причин торможения реформы сметного ценообразования в строительстве – проблемы с наполнением ФГИС ЦС, о чем сообщили представители ФАУ «Главгосэкспертиза России» Александр Вилков и Сергей Лахаев на заседании секции «Реформа ценообразования. Формирование цены строительства в новых условиях» Национального отраслевого форума «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы, перспективы».

23 сентября 2016 года вышло Постановление Правительства РФ №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» и практически следом за ним – Постановление от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», а уже через год – в сентябре 2017 г. – ФГИС ЦС введена в эксплуатацию. Затраты на ее разработку, согласно мнению Главгосэкспертизы, не превысили уровень, сложившийся при создании подобных государственных информационных систем (по данным Счетной палаты РФ, стоимость ФГИС ЦС составила на конец 2018 года около 400 млн. руб., http://www.ach.gov.ru/press_center/news/35385).

Как отмечает Главгосэкспертиза, в настоящее время ФГИС ЦС функционирует относительно стабильно и способна выполнять поставленные перед ней задачи.

(по данным Главгосэкспертизы)

Реализация требований постановления № 959 Реализация требований постановления № 1452
  • размещение утвержденных сметных нормативов;
  • размещение федерального реестра сметных нормативов, содержащего сведения об утвержденных сметных нормативах;
  • размещение классификатора строительных ресурсов, навигация и поиск по классификатору строительных ресурсов;
  • мониторинг цен строительных ресурсов;
  • обеспечение безопасности сведений;
  • обеспечение доступа к сведениям информационной системы;
  • хранение информации и истории ее изменений.
  • порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов;
  • порядок предоставления;
  • порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию.

В системе обеспечен доступ:

  • к информационным материалам и новостным материалам;
  • к просмотру:
    • информации о строительных ресурсах, включенных в КСР;
    • информации о ценах строительных ресурсов;
    • информации федерального реестра сметных нормативов.

Также в системе имеется возможность просмотра:

  • сведений реестра производителей, поставщиков услуг, актуальных сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование, эксплуатацию машин и механизмов с отображением по субъектам РФ,
  • актуальных сметных нормативов, в том числе сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов.

Совершенствование системы, по словам представителей Главгосэкспертизы, продолжается. Например, в рамках постановления от 27.04.2018 № 514 разрабатывается модуль для сбора информации о ценах услуг по перевозке стройматериалов автотранспортом.

Классификатор строительных ресурсов

Основой ФГИС ЦС является классификатор строительных ресурсов (КСР), который состоит из так называемых «книг», сформированных с учетом специализированных работ и классификации по ОКПД2, а также специфики строительной области. После внесения в КСР изменений Приказом Минстроя от 22.11.2018 №740/пр он насчитывает уже более ста тысяч позиций.

Вместе с тем, степень наполнения ФГИС ЦС не позволяет в настоящее время перейти на ресурсный метод ценообразования, т.к. только 30% зарегистрированных производителей вносят в нее данные, а число номенклатурных позиций составляет около 12% от реально используемого в строительстве списка материалов.

Текущее наполнение ФГИС

(по материалам Главгосэкспертизы)

Информация о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников 100%
Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов 3%
Сметные цены материалов, изделий, конструкций и оборудования 11%
Стоимость перевозки речным и морским транспортом 30%
Стоимость перевозки воздушным транспортом 20%
Тарифы на перевозку грузов ж/д транспортом 100%
Плата за временное владение и пользование грузовыми ж/д вагонами 0%
Стоимость перевозки автотранспортом с 2019г. 0%
Динамика наполнения ФГИС ЦС данными по стоимости материалов

Большой проблемой, по мнению Главгосэкспертизы, является низкое качество вносимой во ФГИС ЦС информации. Исходя из анализа агрегированных цен, полученных расчетом во ФГИС ЦС, их уровень может на 20% и более отличаться от фактически сложившегося в соответствующем регионе в то же время.

Сравнение стоимости ресурсов во ФГИС ЦС (руб. без НДС)

(по материалам Главгосэкспертизы)

Наименование ресурса Ед. изм. Цена по данным ФГИС ЦС Рыночная цена
Смесь сухая строительная ремонтная кг 225,09 130,00
Металлоконструкции радиобашен стальных решетчатых секционных т 319 828,17 45 445,58
Песок природный для строительных растворов мелкий м3 219,78 666,06
Кирпич керамический пустотелый утолщенный, размером 250х120х88 мм, марка: 175 1000 шт. 17 019,50 9 615,02
Щебень из гравия для строительных работ 800, фракция 5(3)-10 мм м3 876,36 1 918,38

Сметная стоимость кирпича, сформированная на основании ФГИС ЦС и действующей методики, на 22% выше минимальной рыночной стоимости в Московской области
(по материалам Главгосэкспертизы)

Сметная стоимость кирпича Московская область, таблица и карта

Сметная стоимость кирпича, сформированная на основании ФГИС ЦС и действующей методики, на 29% ниже минимальной рыночной стоимости в республике Чечня
(по материалам Главгосэкспертизы)

Сметная стоимость кирпича Чечня, таблица и карта

Некорректность расчетов во ФГИС ЦС, по мнению зам. министра Минстроя Дмитрия Волкова, во многом связана с методикой определения ценовой зоны строительства, которая не совпадает с административно-территориальным делением в России; зона строительства – это «некое экономическое пространство», подверженное влиянию динамических факторов, которое должно определяться каждый квартал. Применение простых подходов влечет неправильные результаты. Необходимо время на подробное изучение ситуации, в связи с чем и вносятся изменения в постановление №1452, включающие введение ресурсного метода с 2022 года и использование в течение переходного периода дополнительных источников информации о стоимости строительных ресурсов и ресурсно-индексного метода ценообразования.

Для обеспечения возможности расчета стоимости строительства ресурсно-индексным методом Главгосэкспертиза планирует актуализацию КСР с выделением из него перечня ценообразующей номенклатуры (ГЭСН, НЦС и РТМ индексы) и устранение несоответствий присвоенных кодов в КСР и государственных элементных сметных норм.

Актуализация КСР с выделением из него перечня ценообразующей номенклатуры (ГЭСН, НЦС и РТМ индексы)

(по материалам Главгосэкспертизы)

В части устранения несоответствий в присвоении кодов строительным ресурсам 27.90.70.25.3.20.01-1008 «УЗП-5 Устройство защиты от пережога (полукомпенсированная подвеска, постоянный ток, 4-х пролетное сопряжение, 2 контактных провода)» 27.90.70.77.4.05.01-1328 «Устройство защиты от пережога постоянного тока УЗП-5 с компенсированной подвеской, четырехпролетное сопряжение, 2 контактных провода»
В части учета номенклатуры строительной продукции, изготавливаемой на основании специально разработанных требований крупных компаний Применения технических характеристик, терминов и определений, указанных в предварительных национальных стандартах (ПНСТ), общих технических требованиях отраслевых компаний (ПАО «Транснефть», ГК «Росатом» и т.д.)
В части исключения из наименований указаний на конкретных производителей 25.30.12.63.2.02.02-0027 «Стенды второго яруса ПМВП1-Н-И1-В5» 25.30.12.63.2.02.02-0027 «Стенды второго яруса обвязки первичных преобразователей давления с верхним присоединением из коррозионностойкой стали, I категория сейсмостойкости, количество сильфонных клапанов 6»
В части учета в кодах, присваиваемых строительным ресурсам девяти знаков в соответствии с ОКПД 2 25.11.23.77.4.02.01-1054 «Пункт группировки модульный…3,3/27,5 кВ, на 6 фидеров». 25.11.23.111.77.4.02.01-1054 «Пункт группировки модульный…3,3/27,5 кВ, на 6 фидеров».

Дальнейшая модернизация ФГИС ЦС, по данным Главгосэкспертизы, планируется по следующим направлениям:

  • Создание во ФГИС ЦС личного кабинета для органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Создание открытой информационной платформы, в т.ч для сбора маркетинговой информации о ценах строительных ресурсов с полным перечнем их производителей и поставщиков.
  • Интеграция ФГИС ЦС с иными связанными государственными информационными системами.
  • Внедрение полезных для профессионального сообщества сервисов.
  • Информационное взаимодействие с иными системами посредством СМЭВ.
  • Создание подсистемы, предусматривающей верификацию данных на основе автоматического сбора данных.

Несмотря на имеющиеся трудности с отладкой новой системы ценообразования, представители Главгосэкспертизы выразили уверенность в необходимости ее внедрения и призвали к сотрудничеству профессиональное сообщество для того, чтобы дальнейшее развитие ФГИС ЦС было в интересах строительного комплекса.