Государство, выполняя обусловленные законодательством обязанности по развитию предпринимательства, должно оказывать ему всестороннюю поддержку. Это один из основных факторов эффективности экономической системы, которая является источником общественных благ. Создание партнерской модели отношений между органами государственной власти и бизнесом становится первоочередной потребностью в современный период глубоких экономических кризисов и преобразований. Именно такая модель дает возможность придти к общему согласию для мобилизации общественных ресурсов.
С одной стороны, развитие экономики в инновационном направлении невозможно без формирования благоприятных условий для ведения бизнеса, которому необходим доступ к институциональным механизмам и предсказуемость «правил игры» на длительных временных горизонтах. С другой стороны, для достижения своих целей в модернизации экономики и развитии социальной сферы государство опирается на инфраструктуру, технологический и интеллектуальный потенциал бизнеса.
В отношениях взаимодействия каждому участнику принадлежат определенные ресурсы. Власть обладает административными, политическими, экономическими, информационными ресурсами, бизнес – инновационными, экспертными и финансовыми. Обмен ресурсами создает синергетический эффект, который позволяет власти и бизнесу достигать компромисса и удовлетворять потребности общества в целом.
Партнерская модель имеет определенную структуру, включающую следующие основные элементы:
Культура взаимодействия власти и бизнеса – важный индикатор состояния общества в целом. Она переходит на качественно новый уровень тогда, когда все стороны начинают учитывать интересы друг друга. Вместе с тем, в России культура партнерства находится на начальном этапе становления.
Ярким примером возникающих на этом этапе проблем является реформа сметного ценообразования в строительстве, которая проводится с 2016 года. С самого ее начала все принятые в ее рамках решения вызывали неприятие и шквал критики со стороны профессионального сообщества, эксперты которого указывали на необходимость учета интересов строительных компаний России, без чего реформа с высокой степенью вероятности приведет к развалу отрасли.
Сотрудничество между представителями государства и строительного бизнеса установилось только осенью 2017 года, когда приказом зам. министра Х.Д.Мавлиярова были созданы четыре Рабочие группы при Минстрое России. Через год они объединились в одну Рабочую группу под общей координацией генерального директора ECCON GROUP Ольги Гаращенко; в нее также вошли ведущие специалисты по ценообразованию более 50 крупнейших строительных компаний России с совокупным годовым объемом выручки почти 400 млрд. руб.
По мнению Ольги Гаращенко, которое она озвучила на площадке организованной ФДА «Росавтодор» международной выставки «Дорога-2018» в Казани, эффективное взаимодействие между властью и бизнесом держится на 5 основных принципах:
1. Конструктивный диалог без давления со стороны власти, паритетности во всех аспектах взаимодействия, включая принятие решений.
Такой диалог – основной элемент механизма партнерства. Особенно в современной России, где по-прежнему в государственном влиянии на экономику сохраняется тенденция давления, а правила поведения бизнеса зависят от воли государства. Одним из основных факторов, определяющих эффективность диалога между властью и бизнесом, является степень удовлетворения взаимных ожиданий на всех этапах взаимодействия. Власть ожидает содействия в консолидации предпринимательского сообщества для выполнения ее инициатив, поддержки новаций и принятых решений, предложений по проблематике бизнеса, роста социальной ответственности. Бизнес ожидает от государства участия в разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих его интересы, реализацию предложений по внесению изменений в законодательство, создание условий для развития, сокращения административных барьеров.
2. Формирование консолидированной позиции бизнес-сообщества с ее констатацией «на бумаге».
Это означает оформление не только принятых в ходе диалога между властью и бизнесом предложений и решений, но и ответственности за них в виде протоколов, резолюций для создания юридической основы, без которой невозможен взаимный контроль выполнения обязательств и решений, распределение рисков и выгод.
3. Социальное партнерство, основанное на доверии бизнеса к власти и власти к бизнесу, признании справедливости интересов обеих сторон, стремлении к их гарантированной защите и сбалансированности.
Доверие – это фундамент отношений. Источниками доверия являются:
Возможен ли консенсус между бизнесом и властью?
По данным ФОМ только треть бизнеса довольна созданными для него условиями.
Оценка условий для ведения бизнеса
Уровень доверия обеспечивается формальными и неформальными механизмами. Формальные механизмы – это система права и правоприменения, особенно в сфере защиты собственности и выполнения договоров.
Неформальные механизмы обеспечивают взаимоотношения на основе убежденности, совпадении моральных норм, представлений о справедливости, которые представляют собой своего рода «каркас» общества. Эффективность государственной политики может быть достигнута лишь в том случае, если доверие будет стержнем экономических отношений и на уровне отдельной компании, и на уровне государства.
4. Непрерывность и системность взаимодействия власти и бизнеса для достижения поставленных целей на основе специального инструментария,
Этот инструментарий включает способы, процедуры, формы, методы, в т.ч. систему регулярных контактов, которая позволяет своевременно реагировать на происходящие изменения и корректировать совместную деятельность. Сторонам не следует скрывать своих намерений.
Обеспечение обратной связи со стороны власти на обращения бизнес-сообщества и доступный «на равных» способ коммуникации – важнейшее условие быстрого и успешного движения в одном направлении.
5. Стремление сотрудничать, обмениваться ресурсами, оптимально сочетая экономическую эффективность и социальную справедливость для достижения всеми сторонами поставленных целей.
При этом каждая из сторон решает собственные задачи, которые не расходятся со стратегической целью, а подкрепляют ее. Стратегия сотрудничества исключает желание ослабить позицию одного из участников; она направлена на усиление позиций всех участников в долгосрочной перспективе.
С использованием указанных принципов к настоящему времени создана платформа для успешного сотрудничества строительного сообщества в лице Рабочей группы с Минстроем России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Минтрансом России и ФДА «Росавтодор». Основные усилия Рабочей группы в прошедшем году были направлены на совершенствование методик ценообразования в строительстве как ранее введенных Минстроем, так и новых, утверждение которых приостановлено не без участия Рабочей группы. Одной из самых напряженных была дискуссия относительно новой методики определения накладных расходов в строительстве с целью не допустить введение заложенных в ней нормативов, уровень которых в полтора-два раза ниже ныне действующих.
Рабочая группа совместно с ФДА «Росавтодор» провела опрос более 50 крупнейших предприятий сферы дорожного строительства и силами аудиторско-консалтинговой компании ECCON GROUP выполнила сравнение фактических данных строителей и статистических данных Росстата с уровнем нормативов из новой методики определения накладных расходов. Полученные результаты направлены в Минстрой России и ФАУ «Главгосэкпертиза России» для ее доработки.
Уровень взаимодействия носил столь конструктивный характер, что Минстрой согласился вернуть на доработку большинство выпущенных Главгосэкспертизой нормативно-методические документов по ценообразованию и выступил с предложением в целях дальнейшего совершенствования нормативной базы организовать 13 рабочих групп по каждой из методик с приглашением для работы в них всех желающих под единой координацией.
Профессиональное строительное сообщество и далее готово выстраивать партнерские отношения с Минстроем и Главгосэкспертизой, рассчитывает на эффективный диалог «на равных» в рамках сформированного совместно с бизнес-сообществом Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве.
Список использованной литературы:
1 Бутова Т.В. Модели взаимодействия власти и бизнеса в Российской Федерации. / Т.В. Бутова, А.И. Дунаева, Н.О. Удачин // Вестник Университета №6 (Государственный университет управления, Москва) – 2014.
2 Гончарова О.Ю. Взаимное доверие государства и бизнеса – основа решения задач экономического развития России. / О.Ю. Гончарова, И.Н. Сидоренко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС – 2013.