+7 (495) 255-41-23

Проблема фальсифицированной и контрафактной строительной продукции

Обложка «Проблема фальсифицированной и контрафактной строительной продукции»
Доля фальсифицированной строительной продукции принимает угрожающий характер, доходя в отдельных сегментах рынка до 50-60%, что является высоким фактором риска снижения качества и надежности строительной продукции. О мерах борьбы с этим явлением рассказывает Андрей Шелковый, исполнительный директор Ассоциации НОПСМ, председатель Комитета по развитию промышленности строительных материалов Российского Союза Строителей.
Шелковый А.Н.
Шелковый А.Н.
Исполнительный директор Ассоциации НОПСМ

Вопрос обеспечения безопасности, эффективности и качества жилищного строительства является обязательным и неотъемлемым условием решения задачи увеличения объемов жилищного строительства, а применение некачественной и фальсифицированной продукции недопустимым.

Оборот некачественной и фальсифицированной строительной продукции носит угрожающий характер, доходя в отдельных рыночных сегментах до 50-60%, причем речь идет не только о материалах, реализуемых на строительных рынках, но и о поставляемых на строительство индустриальных объектов, многоквартирных домов, капитального ремонта МКД, объектов государственного заказа всех уровней!

В настоящее время, одной из самых распространенных проблем, с которыми обращаются к нам производители и потребители строительных материалов, является оборот сертификатов добровольного подтверждения соответствия, выданных с существенными нарушениями порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Среди часто встречающихся нарушений можно выделить следующие:

  • сертификат соответствия выдан Органом по сертификации, не имеющим в области аккредитации кодов деятельности на проверяемую продукцию;
  • сертификат соответствия выдан Органом по сертификации после даты прекращения своей деятельности;
  • сертификат соответствия выдан на основании протокола Испытательной лаборатории, не имеющей аттестата аккредитации Федеральной службы по аккредитации;
  • схема сертификации предусматривает ежегодный инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, при этом выдавший сертификат Орган по сертификации прекратил свою деятельность более года назад.

Отдельно необходимо отметить проблему невозможности прекращения действия выданных сертификатов при выявлении несоответствия заявленных в нем характеристик фактическим характеристикам материала. Прежде всего, это касается вопросов, напрямую влияющих на безопасность объекта в процессе эксплуатации – горючесть материала, прочностные характеристики и т.д.

Другая серьезная проблема заключается в том, что действующие нормативно-правовые акты в отношении систем сертификации имеют существенные пробелы, используемые недобросовестными производителями. К ним, прежде всего, относятся:

  • Полное отсутствие контроля ежегодных проверок (в случае если таковые предусмотрены примененной схемой подтверждения соответствия).
  • Невозможность проведения ежегодных проверок (в случае если таковые предусмотрены примененной схемой подтверждения соответствия) в случае ликвидации органа, выдавшего сертификат соответствия.
  • Невозможность аннулирования сертификата контрольным органом, в случае выявления фактов неправомерной выдачи сертификата либо существенных нарушений при его выдаче.
  • Отсутствие перечня обязательных существенных характеристик материала, подлежащих подтверждению, что позволяет недобросовестным производителям получать сертификаты соответствия на несущественные характеристики с последующим использованием указанного сертификата при продвижении и реализации товара на рынок, включая госзаказы.
  • Отсутствие в технических заданиях проводимых тендеров и закупок требований по проверкам предоставляемых сертификатов соответствия.
  • Отсутствие единого реестра сертификатов соответствия.

В прошедшем году вступили в силу требования к обязательному подтверждению соответствия в виде обязательной сертификации либо декларированию продукции ряда строительных материалов, а именно, радиаторов отопления, сухих строительных смесей и растворов, теплоизоляции, и этот перечень планируется расширять.

Введение и расширение механизма обязательного подтверждения соответствия на строительные материалы, инициированная непосредственно производителями, несомненно, важная составляющая противодействия фальсификату на рынке, но она абсолютно не решает тех проблем, о которых мы сегодня говорим.

В целях противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо срочное законодательное введение механизмов прекращения действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на такую продукцию, в том числе решение проблемы прекращения действия сертификатов в случае лишения аккредитации органа по сертификации, прекращения декларации в случае ликвидации юридического лица.

Для решения указанных проблем требуется внесение изменений в Федеральные законы от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в целях признания недействительными сертификатов и деклараций обязательным требованиям.

В феврале 2018 года Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части установления механизмов признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия, а также совершенствования организации проведения обязательной сертификации продукции). Данным законопроектом:

  • предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти единого реестра деклараций и сертификатов;
  • устанавливаются основания признания деклараций о соответствии и сертификатов соответствия недействительными;
  • закрепляется обязанность органа по сертификации рассмотрения обращений органа государственного контроля (надзора) о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия и регламентные сроки.

Кроме того, законопроектом урегулируются вопросы прохождения инспекционного контроля на серийно выпускаемую продукцию в случае прекращения аккредитации органа по сертификации на основе механизма перезаключения договора на сертификацию с другим аккредитованным лицом с соответствующей областью аккредитации. Для реализации законопроекта потребуется принятие постановления правительства, устанавливающего случаи и порядок аннулирования регистрации деклараций о соответствии, порядок признания недействительными сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, в том числе сроки принятия решений, оснований признания недействительными.

Учитывая вышеизложенное, крайне важно как можно быстрее доработать указанный законопроект с участием профессионального сообщества и принять его.